Вячеслав Сухоруков – зампред Правительства РБ: Добрый день, уважаемые участники совещания! Мы пригласили все заинтересованные стороны для обсуждения актуальных вопросов о перспективах развития Ошурковского месторождения в Иволгинском районе. Разрешите представить представителей компании-инвестора:
Гончар Наталия Валерьевна - вице-президент по инжинирингу, промышленной и экологической безопасности;
Векшин Анатолий Андреевич - вице-президент по региональному развитию;
Воробьев Алексей Андреевич - начальник управления экологической безопасности;
Стариков Илья Валерьевич - начальник управления экологического проектирования ООО «ЦветМетИнжиниринг»;
Баранов Александр Юрьевич - директор ООО «Апатит-Агро».
Коллеги, очень кратко по истории вопроса, которая, безусловно, каждому из вас известна. В 1962 году геологической службой Советского Союза было открыто Ошурковское месторождение апатитовых руд. В 70-80 годы попытка развития и использования этого месторождения в рамках плановой экономики, «Табхарский завод», все мы помним, местные старожилы, - проект оказался неудачным.
Я ознакомился по со статьей, к сожалению, ныне ушедшего из жизни доктора геолого-минеральных наук Викулова. Он сказал писал в начале 90-годов: «На сегодняшний момент проект не реализован, но нам: государству, обществу рано или поздно придется вернуться к его рассмотрению, может быть через 25 лет, может быть, через 30 лет. Но это государственная необходимость».
Так писал наш великий земляк.
На сегодняшний момент есть лицензия, есть субъект хозяйственной деятельности, у которого есть желание и намерение провести проектно-изыскательские работы. Есть желание сотрудничать с обществом, о чём говорят те общественные слушания, которые были проведены в Сотниковском сельском поселении, хотя чисто нормативно на данном этапе они были необязательны, но это, наверное, свидетельствует об открытости наших партнёров. Тем не менее, вопросов очень много, в том числе у меня до сих пор нет окончательно сформировавшейся внутренней позиции. Цель этого совещания как раз в том, чтобы задать вопросы и получить на них ответы.
Уважаемые коллеги, предлагаю приступить к повестке, прошу соблюдать регламент выступлений. Слово - вице-президенту по инжинирингу, промышленной и экологической безопасности компании-инвестора Гончар Наталии Валерьевне.
Наталия Гончар - вице-президент по инжинирингу, промышленной и экологической безопасности АО «Русская медная компания»:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я постараюсь в презентации рассказать о статусе выполняемых работ на месторождении. Что мы делаем, какие у нас дальнейшие планы и перспективы. Как вы уже сказали, что у нас выдана лицензия. Сейчас она находится в стадии переоформления на «Апатит Агро», но тем не менее, лицензия действующая, и мы работаем в рамках этой лицензии.
Напомню кратко параметры проекта, который мы сейчас разрабатываем и готовим.
Это производительность 14 млн тонн воды в год. И, соответственно, проект интересен тем, что, в том числе, будут инвестиции в 63 млрд рублей и около 600 новых рабочих мест. Готовой продукцией предприятия будет апатитовый концентрат, который поедет уже на предприятие по производству удобрений, которое расположено на Урале.
Часто задаваемые вопросы, которые были в процессе общественных слушаний мы как раз в эту презентацию вложили.
Вот часто задаваемый вопрос по розе ветров, куда дует ветер.
Здесь мы расположили, посмотрели направление ветра. Вы видите, что преобладающее направление ветров — это юго-западное, западное, северо-западное и, соответственно, мы видим куда будет дуть ветер на данном месторождении.
Вообще график реализации проекта у нас достаточно жесткий, плотный. Мы сегодня находимся на стадии подготовки к геологоразведочным работам. Следующая стадия будет опытно-промышленной разработкой, потом уже на базе этих двух исследовательских стадий мы перейдем к разработке полного комплексного проекта отработки месторождения.
Что значит геологоразведочные работы и для чего они нам нужны?
Конечно, прежде всего, это доизучение физико-механических свойств грунта, породы. Нам надо посмотреть, где залегают подземные воды, крепость, то есть физико-механические свойства пород для того, чтобы понять какую технику можно применять дальше: какие фрезерные комбайны использовать, как подобрать правильно фрезу этого комбайна.
Все это будет зависеть от правильно качественно проведенных геологоразведочных работ. Ну вот не буду подробно на них останавливаться, мы уже когда проводили общественные обсуждения, подробно рассказывали.
Самая главная задача проведения геологоразведочных работ — это получить правильные и качественные параметры грунта, который мы будем пребывать.
По технологической схеме введения горных работ также не буду долго останавливаться. Это экскавация горной массы. Особенность ее месторождения является в том, что вскрышных пород практически нет, соответственно идет практически полностью руда, которая пойдет в переработку.
Горные работы будем вести без буровзрывного способа с использованием фрезерных комбайнов. Когда будут разрабатываться и вестись проектные работы по отработке месторождения, мы предусматриваем и уже сейчас изучаем все способы минимизации негативного воздействия.
По технологии обогащения. Руда будет направляться на обогатительную фабрику. Мы всегда показываем и с удовольствием всем рассказываем, как будет осуществляться переработка руды. Я всех приглашаю на наше предприятие, чтобы показать, насколько сегодня современные технологические схемы позволяют экологически безопасно проводить переработку руды.
Соответственно, по реагентам для обогащения часто задают этот вопрос. Конечно, сейчас мы даем это предварительные данные.
Мы должны понимать, что после того как мы проведем геологоразведочные работы, возьмем керн. Соответственно отдадим в лабораторию и тогда уже посмотрим, подберем уже технологический регламент.
Показывает на аналогичных месторождениях, что это достаточно низкое содержание реагентов, которые направлены на извлечение полезного компонента. И уходят они все именно непосредственно с концентратом. Очень коротко скажу, что апатитовый концентрат нам нужен для того, чтобы мы производили удобрения. У нас сегодня есть завод по производству удобрений. Это простые удобрения — сульфат аммония. И, конечно, нам нужен апатитовый концентрат для более сложных и дорогостоящих удобрений.
Это был просто краткий анализ того, что мы делаем и наших планов.
Хочу более подробно остановиться на тех вопросах, которые уже возникли при наших общественных обсуждениях, хотя опять напомню, что это еще идет стадия подготовки материалов для проведения геологоразведочных работ.
Обращаю ваше внимание, на то, что прямо по датам мы специально выложили хронометраж, как и когда мы выкладывали материалы, информировали общественность и уведомляли о проведении общественных обсуждений.
Часто задают вопрос, что за день были выложены материалы. Хочу обратить просто ваше внимание, что за день была выложена ссылка на ВКС. Потому что в рамках проведения общественных слушаний был и онлайн формат, поэтому ссылочку мы выложили на сайте администрации.
Слушания проводились в два этапа. На первом мы обсуждали техническое задание на разработку оценки воздействия на окружающую среду, на втором — обсуждение проекта геологоразведочных работ и оценки воздействия на окружающей среду.
И вот вы видите, что 25 июля были проведены непосредственно сами общественные обсуждения или общественные слушания в Сотниково.
Было 278 человек, 73 подключилось на ВКС. Здесь несколько фотографий. И по итогам общественных слушаний, в целом общественных обсуждений было задано 209 вопросов, замечаний и предложений.
Из них 109 это была просто надпись против. Те вопросы, которые были конструктивны, мы разделили на группы. Получилось 8 групп. Максимальное количество вопросов — это анализ воздействия на поверхностные и подземные воды. Людей больше всего беспокоит вопрос, связанный с возможностью загрязнения поверхностных и подземных вод.
И здесь мы сразу говорим о том, что в технологии будет использоваться полностью замкнутый цикл оборотного водоснабжения. Сбросов сточных вод в водные объекты не будет. Все хозяйственные, бытовые, ливневые, карьерные воды дренажные, мы очищаем и используем максимально в обороте.
Коротко расскажу о всех мероприятиях, именно о часто задаваемых вопросах. Если нужно будет потом в рабочем порядке еще подетальнее мы ответим.
Конечно, основное мероприятие — это замкнутый цикл водооборота. Хочу обратить ваше внимание, что все те мероприятия по защите окружающей природной среды, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, приняты в соответствии с нашими справочниками наилучших доступных технологий. То есть наилучших — самых современных, доступных — технически реализуемых, экономически реализуемых технологий. Соответственно, все мы эти технологии у себя используем.
Перейду к тому, что мы делаем, после общественных обсуждений. Прошел месяц. Мы уже начали работу по взаимодействию с местными организациями, чтобы они участвовали в исследовании данного месторождения. Чтоб мы были в одной команде и, понимая ситуацию на месторождении, принимали правильные решения.
Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН уже проводит геодезические исследования, отбор проб и аэрофотосъемку территории для того, чтобы потом посмотреть и проанализировать мероприятия, которые заложены будут в проектной документации.
Второй блок вопросов — это влияние на качество атмосферного воздуха.
Основным таким фактором беспокойности было проведение буровзрывных работ на месторождении. Мы не будем применять буровзрывной способ отработки месторождения. Но для того, чтобы правильно подобрать фрезерный комбайн, нам надо провести мероприятия по геологоразведке.
На сегодня нормативно-санитарно-защитная зона определена. Это санитарно-защитная зона, отделяющая промышленную площадку от живой застройки. Наша задача — разработать такие мероприятия, чтобы была возможность ее сократить, чтобы мы не оказывали негативного влияния за пределами борта карьера. Соответственно, также у нас используются наилучшие доступные технологии и в части водных ресурсов.
Следующий блок вопросов, это блок вопросов, связанный с расположением ряда объектов.
Вот, например, кладбище. Спрашивали, будут ли затронуты могилы, и как будут расположены объекты. На схеме мы как раз и показали, где расположено кладбище, и где ориентировочный контур нашего карьера. На схеме также показан проект опытно-промышленных работ и перспективный проект отработки самого месторождения. Сегодня, по тем данным, которые мы проанализировали — даже лицензионный контур, не затрагивает территорию кладбища.
Следующий блок вопросов связан с обеспокоенностью сохранения лесных насаждений.
Мы обязательно будем проводить компенсационные лесопосадки. В компании принята политика на одно срубленное — два посаженных дерева. У нас есть большой опыт компенсационных лесопосадок. И конечно, мы будем связаны в диалоге с республиканским агентством лесного хозяйства по подбору участков, видам и количеству саженцев. Будем держать всех в курсе, как мы это проводим.
Следующий блок вопросов связан с оценкой наличия сибироязвенных захоронений.
Мы уже обратились с запросом в Управление ветеринарии Республики Бурятия и в администрацию Иволгинского района. На территории проведут все необходимые исследования, чтобы подтвердить отсутствие сибироязвенных захоронений.
Все обсуждённые вопросы 25 июля на слушаниях мы учли, и вы видите, мы начинаем работать по всем направлениям для того, чтобы дать правильные, корректные, компетентные ответы на поставленные вопросы.
Следующий был вопрос по потенциально возможному распространению радиации.
Мы с Центром гигиены и эпидемиологии Республики Бурятия заключили договор. Пешие пешие исследования подтвердили, что превышений не выявлено.
Следующий блок большой вопрос связан с обеспокоенностью людей о наличии краснокнижных животных и растений.
Коллеги с кафедры геоботаники института общей экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН проводят еще исследования. Они уже выполнили пеший визуальный осмотр. В пойме у ручья Уточкина были обнаружены два вида. Растения входят в лицензионный контур, но в контур карьера отработки месторождения они не попадают. Мы прорабатываем с коллегами, что, если в перспективе в этот контур растения попадут, то будет проведен ряд мероприятий по пересадке. Но сегодня этого не требуется, поскольку коллеги провели строгий учет и нанесли на карту, где находятся конкретно краснокнижные растения.
Следующий блок вопросов по анализу воздействия на водные биоресурсы.
Мы также сейчас проводим расчеты и исследования. Вообще в компании большой очень опыт по выпуску молоди различных рыб. Мы всегда восполняем и очень большое внимание уделяем этому вопросу.
Ряд вопросов связан был с учетом сейсмики данного региона, потому что сегодня в целом по общим картам это 8−9, но мы уже проводим микросейсморайонирование для конкретной территории.
Специалисты геологического института им. Добрецова, Сибирского отделения РАН уже выходят на площадку. Когда они проведут исследования, мы уже вам четко скажем, какая сейсмика в данном регионе под нашими конкретно объектами и обязательно она будет учтена при строительстве объектов.
Также просто коротко скажу, что в рамках общественных слушаний как раз была такая хорошая инициатива о создании рабочей группы по контролю или по мониторингу всех работ, проводимых на месторождении. Мы с удовольствием ее поддержали, потому что мы открыты абсолютно и готовы всегда ответить на любые вопросы, поэтому провели ряд встреч.
И вот уже следующий вопрос еще тоже хочу сказать, что Центр лабораторного анализа технических измерений по Сибирскому федеральному округу проводит фоновый мониторинг: выходят на площадку, сами отбирают пробу. Скоро ждем уже результаты мониторинга.
Для чего? Что такое фоновый мониторинг?
Фоновый мониторинг — это результаты состояния окружающей природной среды до того, как мы зашли на площадку. В перспективе, мы с вами всегда будем сравнивать и отсылаться на эти результаты.
Чтобы завершить уже блок подготовки к геолого-розеточным работам. Здесь мы просто показали, что мы проект наш загрузили на экологическую экспертизу. Сейчас он пройдет экологическую экспертизу, и мы приступим к работам и выходу на площадки.
Вторая стадия. Это первая − опытно-промышленные работы. Мы их проведем, по ним уже будем подбирать дальнейшую технику. Параллельно готовим проект опытно-промышленной разработки для того, чтобы понять границы, чтобы также проект прошел общественные слушания и оценки воздействия на окружающую среду и проектной документации и, соответственно, прошел экологическую экспертизу.
Мы планируем общественные слушания провести 10 октября также на площадке. Приехать, рассказать, встретиться с жителями, донести всю необходимую информацию, чтобы у людей было полное понимание о наших планах и перспективах реализации.
И хочу сказать, конечно же, обязательно на всех стадиях будет всегда вестись производственный экологический контроль.
Сегодня в проекте предусмотрены, вы помните, фоновый мониторинг, который проводятся сейчас и производственный контроль. Это будет база для сравнения, для анализа нашего качества ведения хозяйственной деятельности. Вы всегда будете видеть результаты мониторинга окружающей природной среды.
Вот эти точки, которые заложены сейчас в проектах геологоразведочных работ. Я постаралась очень коротко уложиться.
Вячеслав Сухоруков - зампред Правительства РБ
Спасибо, Наталия Валерьевна! У меня возник один вопрос. Есть ли понимание у компании о том, что в случае отрицательного результата проектно-изыскательных, геологических работ или опытно-промышленных работ будет абсолютно отрицательный результат по самым разным параметрам: по экономическим, по геологическим, экологическим и хозяйственным, скажем, это будут прямые убытки компании. Единственное, что мы получаем плюсом - это опыт научных знаний по данному объекту.
Наталия Гончар:
Прежде чем зайти на данное месторождение, прежде чем приобрести лицензию, мы, конечно, изучили материалы. И тот опыт, который есть у компании. Компании больше 20 лет, и у нас сегодня достаточно большой опыт отработки месторождений, обогатительных фабрик. И вот если здесь, вы говорили, 14 миллионов тонн, то у нас сегодня работают предприятия на 45, есть предприятия, работающие на 104 миллиона тонн. И если вы посмотрите в интернете, компания развивается очень быстро и качественно. О чем это говорит? О том, что наши специалисты, прежде чем зайти на месторождение, проверяют и анализируют все исходные имеющиеся материалы. Поэтому мы проанализировали те материалы геологоразведочных работ в части недропользования, которые были ранее. Сегодняшние данные нужны для уточнения некоторых параметров, потому что техника не стоит на месте, развивается. Нам надо уточниться по характеристикам, но сегодня тот анализ, который мы провели, мы считаем, что мы можем прийти на месторождение и можем предложить те мероприятия, которые позволяют экологически безопасно отрабатывать месторождение.
Что касается экономики проекта, мы рассматриваем экономику группой, то есть рассматривая в таком комплексе: добыча медного сырья, образование нашей зернокислоты, апатитовый концентрат, разработка сложных месторождений, и вот этот комплекс позволяет экономически уже балансировать. И для нас это будет интересным проектом. Поэтому мы готовы отрабатывать месторождение экологически безопасно.
С полным текстом стенограммы можно ознакомиться, скачав файл.